Как продвигать бизнес в Дзене и кому это нужно

Контент-маркетинг
21.06.2024
автор статьи
Валерия Доротенко
По итогам 2023 года, каждый день Дзеном пользуется 31 млн человек. По данным Similarweb, на апрель 2024 года аудитория на 41% состоит из женщин и на 59% из мужчин. В статье рассказываем, почему эта платформа стала так популярна, как продвигать бизнес в Дзене и кто точно сможет найти в нем новых клиентов.
Что такое Дзен
Платформа Яндекс. Дзен появилась еще в 2017 году — тогда на ней можно было публиковать только текстовые посты. До 2022 года она принадлежала Яндексу, а после была продана Вконтакте и переименована просто в Дзен. Сейчас на платформе можно публиковать не только тексты, а лента стала рекомендательной — как у соцсетей. Разберемся, что это значит для бизнеса.
Пользователи подписываются на те каналы, которые хотят читать. Но в ленте Дзена он видит и другие материалы — потенциально интересные. Это называют рекомендательной системой, которая сейчас есть у всех соцсетей. Так же подбирается и аудитория для рекламы: алгоритм учитывает предпочтения пользователя.

Как работает рекомендательная система:
В результате контент видит аудитория, потенциально заинтересованная в теме публикации, товарах или услугах. Чем больше комментариев, лайков, дочитываний и переходов по ссылкам из материала — тем чаще лента покажет его другим посетителям со схожими интересами.
1. Пользователь читает публикации, подписывается на каналы, ставит лайки и оставляет комментарии.
2. Алгоритм собирает и анализирует данные, определяет круг интересов конкретного посетителя.
3. В ленту попадает контент из каналов, на которые человек подписан, а также подходящая по интересам реклама и публикации, отвечающие его интересам.
Рекомендательная система
Платформа поддерживает несколько форматов контента — статьи, посты, видео и ролики.
Форматы публикаций в Дзен
Статья — это текст с иллюстрациями. Может также включать виджеты — интерактивные блоки с музыкой, фильмами или публикациями из соцсетей. Оптимальный размер статьи — от 3000 до 6000 символов.
Статьи — основной формат публикаций на Дзене
Пост — короткая заметка, которую можно прочитать в самой ленте Дзена, без перехода на другую страницу.
Посты помогают быстро поделиться впечатлениями или новостями.
Видео — горизонтальный формат контента, длиной от 10 секунд до 3 часов.
Видео-формат в ленте Дзена
Видео-формат подойдет бизнесу, которому важно показать свои продукты, рассказать об этапах выполнения работ или объяснить клиентам сложные темы.
Ролик — вертикальное видео продолжительностью до 2 минут. Добавлять их можно только через мобильное приложение.
Короткие ролики в ленте Дзена

Ролики полезны тому бизнесу, чей товар или услугу важно не просто описать текстом, но и наглядно продемонстрировать.
Для какого бизнеса подходит продвижение в Яндекс Дзене
Платформа универсальна — через нее можно продвигать В2 В и В2С бизнес, работать с брендом и получать прямые продажи. Но всё же Дзен подойдет не каждой компании. Мы собрали три признака бизнеса, который получится продвигать на этой площадке.
Маркетологи Дзена проанализировали данные системы и собрали в отчет темы, которые лучше всего читают в Дзене.
Продукт интересен читателям Дзена
Самые интересные тематики для посетителей Дзена по данным маркетологов самой платформы

Компании, чье направление работы совпадает с перечнем диаграммы, имеют больше шансов найти клиентов среди читателей Дзена.
Платформа работает с аудиторией нескольких стран. Если вы предоставляете услуги и ведете бизнес в одном районе мегаполиса или небольшом городе — платформа вряд ли поможет найти клиентов. При этом, бизнесу с онлайн-продуктами Дзен идеально подойдет для продвижения.
Обширная география продаж
Какому бизнесу подходит и не подходит продвижение в Дзене

Вывод прост: если у вас клиенты по всей стране — канал на Дзене может сработать.
Дзен подходит для интересных или новых продуктов, на которые еще нет спроса. Пользователи просто не знают о существовании этих товаров или не понимают, как их использовать.

Например, компания продает наборы для выращивания микрозелени по подписке. Если просто запустить рекламу с баннером, это не даст результат. Читатели просто не поймут, зачем им какая-то подписка, когда всё есть в магазине.

Лучше сделать так:
Даже если человек открыл статью от скуки и на самом деле не планировал покупать микрозелень, он может заинтересоваться. Ведь все преимущества показаны наглядно и выглядят убедительно.
  • показать фотографии производства и сотрудников за работой — это вызовет интерес и доверие;
  • объяснить смысл подписки — что свежую зелень будут привозить прямо домой к ужину;
  • сравнить микрозелень из магазина с той, что продает компания — в магазине вялые проростки хранятся в неподходящих условиях, в отличие от продукции компании.
На продукт не сформирован спрос
Когда не стоит использовать Яндекс Дзен
Яндекс.Дзен — удобная эффективная площадка для продвижения бизнеса. Но есть компании, которым платформа не подойдет.
Если продукт или услуга нишевые, то есть ориентированы на небольшую аудиторию, идти в Дзен нет смысла.
Нишевые продукты и услуги не нужны широкому кругу людей — дочитываний и открытий у материалов будет мало. Дзен посчитает контент неинтересным и не станет включать его в ленты потенциальной аудитории. А значит и пользы для бизнеса не будет.
Продукт нишевый
Как работает Дзен на старте
Первое, что важно учесть, — на создание контента нужно тратить личное время. Даже если делегировать эту задачу, всё равно нужно проверять статьи собственнику бизнеса или эксперту от компании. Иначе есть риск, что в материале будут нестыковки. Если читатели найдут в контенте грубые ошибки, о них обязательно скажут, и образ эксперта будет разрушен.

Второй момент — это то, что после публикации материала работа не заканчивается. Важно регулярно анализировать результаты, подбирать интересные заголовки и идеи, тестировать их и так далее. На всё это нужно время, силы и команда специалистов.

Третий важный момент — отсутствие моментального результата. Эффект от продвижения в Дзене может появиться не сразу, а спустя месяцы активного ведения канала. Контент инициирует первое касание и запускает воронку продаж, повышает доверие к бренду и осведомленность о продукте. Но резкий скачок спроса ждать не стоит. Если продажи нужны срочно, лучше вложить деньги в рекламу, а не в Дзен.
Нет времени
В Дзене есть правила размещения материалов. Они запрещают рекламировать на площадке услуги микрофинансовых организаций, медицинские услуги, табак, алкоголь и другие товары. Для них там точно нет места.

При этом многие медицинские клиники всё же используют Дзен для продвижения. Но в своих материалах они не рекламируют услуги, а показывают результаты работ, рассказывают о новых технологиях лечения и т. д. Ссылку на свой сайт просто добавляют в шапку канала — заинтересованные пользователи смогут легко его найти.
Продукт запрещено рекламировать на платформе
Как бесплатно продвигаться в Дзене
На площадке можно просто купить рекламу. Но Дзен дает возможность и бесплатного продвижения. Разберем три способа сделать это.

SEO-оптимизация. При правильной поисковой оптимизации материалы с платформы попадают в выдачу Яндекс и Google. Благодаря высокому весу Дзена и рейтингу, опубликованные материалы могут даже попасть в топ-10 выдачи по высокочастотным запросам.

Для seo-оптимизации статей, нужно:
  • собрать ключевые слова, например, при помощи сервиса Wordstat;
  • добавить ключевики в заголовки, подзаголовки и тело статьи;
  • структурировать материалы, добавив в них подзаголовки и списки;
  • использовать изображения с подписями.
Дистрибуция контента. Материалы в Дзене можно продвигать через уже имеющиеся каналы привлечения аудитории. Например, публиковать на платформе уникальный контент, а после делиться им в соцсетях компании, на сайте или просто рекомендовать канал клиентам при общении. Чем больше посетителей, тем лучше. Так алгоритм Дзена поймет, что контент интересный.

Перелинковка статей. В статью на Дзене можно вставить ссылки на другие свои материалы, размещенные на платформе. Например, на видео-инструкцию или другую статью. Так можно рассказать пользователю больше о продукте компании и продлить его взаимодействие с брендом. Это повысит узнаваемость и доверие к компании.

Перелинковка подойдет и для взаимопиара. Можно договориться с владельцами других каналов смежной тематики и разместить ссылки на свои материалы в их статьях. Лучше всего выбирать варианты близкие по целевой аудитории, но не прямых конкурентов. Например, объединиться могут производители окон и дверей. У них одна целевая аудитория — люди, делающие ремонт. При этом по продукту они не конкурируют, а потому не будут отбирать клиентов друг у друга.
Какими должны быть статьи на Дзене
Оптимальный размер статьи для Дзен — от 4000 до 6000 символов. Чтобы потенциальный клиент заинтересовался продуктом, важно как можно дольше удерживать его внимание. В большинстве случаев, одна большая статья сработает лучше, чем много маленьких. Количество дочитываний будет меньше, зато целевых действий больше.

Форматы статей. Людям надоедает читать одно и то же, поэтому форматы нужно чередовать. Вот несколько идей для материалов:
  • вопрос-ответ;
  • правда или миф;
  • интервью с сотрудниками или клиентами;
  • кейсы;
  • до-после с фотографиями;
  • отзывы клиентов в виде истории;
  • инструкция;
  • лайфхаки;
  • чек-лист;
  • гайд.
Важно, чтобы заголовок был цепляющим, но не кликбейтным. За такое можно попасть под санкции и получить бан на платформе навсегда.
Примеры хороших и плохих заголовков для Дзена
Заголовки. Нужно сразу показать, какую пользу читатель получит от материала, и заинтересовать его. Так больше шансов, что статью откроют. Обычно людей цепляют числа, вопросы, конкретика. Например, можно прямо указать аудиторию: программистов, мамочек в декрете, предпринимателей.
Лучше всего нанять на день фотографа. Получится сделать много материала, который получится использовать в публикациях не один месяц.
Примеры хороших и плохих иллюстраций для материалов в Дзене
Иллюстрации. Картинки должны нести ценность, раскрывать смыслы и дополнять материалы.
5 реальных кейсов по продвижению компаний в Дзене
Кейс № 1. В канале отеля «Резиденция Санторини» нативные статьи, обзоры, рекламные публикации. За одну рекламную кампанию их материалы прочитали 55 000 пользователей, 814 из которых нажали на копку «Забронировать». Удалось повысить узнаваемость и получить прямые продажи.

Кейс № 2. Всего за 4 месяца студия портретов «Монро Арт» смогла привлечь 3000 лидов при помощи интересной комбинации инструментов. Они готовили статьи на Дзен для разной целевой аудитории, а затем запускали рекламные кампании в социальной сети VK.

Кейс № 3. Компания «Теплодар» уже 5 лет развивает канал в Дзен. За 2023 год показы статей превысили 2 миллиона, их дочитали больше 200 000 человек.

Кейс № 4. Компания «Эвотор» предоставляет онлайн-кассы для малого и среднего бизнеса. За время ведения своего канала на платформе у них получилось выйти на приемлемые для себя показатели: цена перехода по ссылке — не выше 20−35 рублей, а цена дочитывания — от 3 до 5 рублей.

Кейс № 5. UCMS group — один из лидеров в области аутсорсинговых услуг по расчету заработной платы и кадровому делопроизводству. Канал в Дзене помогает компании привлекать потенциальных клиентов по цене перехода на сайт от 85 до 130 рублей. Это хороший показатель для такого сложного продукта.
Иноземцев про контент-маркетинг
Телеграм-канал о том, как стать брендом №1 в своей отрасли
Оставьте заявку
Оставьте свои контактные данные, мы свяжемся с вами в ближайшее время и обсудим задачу
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных