С какими сложностями столкнулся во время рассылки?Самое сложное — собраться и написать письмо. Один раз я прислал письмо не через семь дней, а через восемь. Четыре человека сразу написали: «А где письмо?» Сильно давило, когда на тебя подписано несколько десятков человек, и они ждут.
Сколько времени уходило на одно письмо?По-разному. Были письма, которые зрели несколько лет, и им нужно было только найти выход в виде текста. Такие письма писались часа за два.
А бывали письма, в которых у меня есть экспертиза и классные результаты, например, «Как писать кейсы», но я достаточно давно этим не занимался, поэтому приходилось вспоминать и структурировать информацию. Такие письма писал в три подхода по 2−3 часа.
Ты периодически проводишь интервью. Как ты готовишься к нему?Есть два типа людей, у которых мы берём интервью.
Условные ноунеймы. Про них сложно накопать информацию, у них иногда нет даже соцсетей. Тогда задача стоит не показать человека миру и раскрыть его, а вытащить из него информацию, чтобы он показал свою экспертизу. В разговоре надо получать его мнение по острым вопросам в отрасли.
Известные люди. Тогда интервью приобретает другой аспект, потому что их и так знают и хотят услышать что-то новое. Поэтому когда берут интервью у кого-то известного, то спрашивают, например, про его книги или проекты.
Базово — важен индивидуальный подход, понимание того, у кого ты берёшь интервью.
А как справляешься с волнением?Для меня легко проводить интервью со специалистами диджитала, потому что тут, как правило, все адекватные. Думаю, что у меня нет волнения, потому что я понимаю, что даже если неудачно задам вопрос, то не несу никаких рисков.
А когда разговариваю с директором компании с миллиардными оборотами, понимаю, что такой шанс выпадает раз в жизни, и волнуюсь.
У меня есть один способ справиться с волнением — выложить багаж. Сразу сказать: «Извини, пожалуйста, я волнуюсь» или «Если честно, я профакапил все сроки и плохо подготовился, поэтому, если мои вопросы будут казаться поверхностными, прости, пожалуйста». Люди обычно нормально к этому относятся, зато сразу становится легче.
Как правильно брать интервью?Звучит банально, но надо тщательно готовиться. По тому, как человек задает вопросы и как реагирует на ответы всегда видно, хорошо ли он готовился. Я скрупулезно готовлюсь по 6−8 часов, поэтому считаю, что у меня получаются хорошие интервью. Однажды мне даже пришёл респект от Вани Сурвилло по поводу
интервью с Алиной Вельман, мне это очень польстило.
Ещё важно выстроить правильную диспозицию, быть ведущим. С условным топ-менеджером большой компании компании это сложно. Они привыкли, что их все слушают, у них большое самомнение и их тяжело перебить и вернуть в русло интервью. Если есть пул вопросов, то нужно идти по нему, особенно если это прямой эфир. Иначе интервью может превратиться в монолог. У меня был провальный случай, когда один спикер три часа вёл монолог, и я боялся ему что-то сказать. Прошло три часа, я задал один вопрос, а у меня было ещё 20. Интервью отредактировали и кое-как слепили, но если бы это было онлайн, это был бы провал.
Дальше должна быть тщательная и глубокая работа над фактурой. Нужно не просто транскрибировать интервью, а, возможно, поменять структуру и трансформировать его, чтобы было интереснее с точки зрения драматургии. Нужно не бояться выкидывать куски и аргументировать герою, почему ты их выкинул. Если ты видишь, что тут напрашивается вопрос, а ты его не задал, надо не стесняться и спросить.
Какие ошибки ты замечаешь у других интервьюеров?Меня дико бесит, когда интервьюер навязывает своё мнение ради хайпа или по другим причинам. Интервью — это разговор двух людей на равных, где ты должен подсветить своего героя, а не захреначить своим интеллектом. Не ты блистаешь, не ты герой, хоть и равный участник. Такое я замечаю больше у известных интервьюеров, например, у Шихман или Дудя.
Ты писал, что не бывает неинтересных героев, бывают неподготовленные интервьюеры. Как ты делаешь интервью интересным?Я верю, что у каждого человека есть внутренняя красота, своё понимание мира. Необязательно это медийная личность, это может быть обычный человек со своей позицией. Задача интервьюера — нащупать его индивидуальность и показать её. Это приходит с большим опытом, надо провести 50−70 интервью, чтобы увидеть, на что у человека горят глаза.
Однажды я брал интервью у директора строительной компании, мы обсуждали проблемы отрасли. Я упомянул новостройки и увидел, что у него загорелись глаза. Он говорил, что его раздражают фасады и архитектурное оформление, ему это было очень интересно. Начал копать и понял, что Варламов позавидует тому, как он формулирует свои мысли относительно застроек и благоустройства районов.
Ты упомянул, что твоих клиентов не привлечь через соцсети, а как ты их находишь? Как привлекаешь?Я в основном работаю со сложным B2B, там решение о выборе исполнителя принимают на основе рекомендаций. В традиционных отраслях не привыкли нанимать людей со стороны — слишком сильна вера в личные связи. Около года назад меня познакомили с директором компании, которая занимается проектированием и монтажом электросетей, у них годовой оборот больше 5 миллиардов. Прежде чем начать со мной работать, он попросил поручиться за меня двум нашим общим знакомым. Звучит дико, но в некоторых отраслях такое считается нормой. Хорошо хоть, что контракт не кровью подписывали.
Бывает, что знакомлюсь с кем-нибудь на отраслевой выставке, потом созваниваемся и обсуждаем сотрудничество. Начинаем работу с чего-то совсем маленького, типа контекстной рекламы или PR-статьи, а потом потихоньку раскачиваемся до полноценного проекта.