Вообще живое общение важно в работе с проектами, я это очень давно поняла. На старте карьеры у меня была фишка ездить на встречи с клиентами, даже если это мелкая задача. Ради текста за пять тысяч я лично встречалась с заказчиком, мы пили кофе и обсуждали задачу. Живое общение формировало доверие, мы потом годами с этими клиентами работали.
Ты упоминала в самом начале, что работала как маленькое агентство: нанимала авторов, давала задачи, контролировала работу и отвечала за результат. Почему не стала развиваться в этом направлении?
Сейчас бы назвала это синдромом самозванца, но тогда я об этом не думала. Мне нравилось писать, а не административкой заниматься. Было ощущение, что еще не доросла до своего агентства, высота еще не взята. Хотелось глубже погружаться в проекты, расти в профессии, делать свою работу лучше.
А сейчас есть амбиции создать свое агентство?
Да, такие амбиции есть, но точно не в ближайшее время.
Вообще подобные истории начинаются с того, что молодые и дерзкие ребята создают свои компании, не зная обратной стороны. Когда не знаешь, то не боишься и уверенно движешься вперед. А я поработала и с большими, и с маленькими агентствами, поэтому понимаю, что все непросто.
Мне больше нравится преподавать, консультировать компании. Я хочу заниматься двумя-тремя проектами, глубоко погружаясь в процессы каждого. Если и буду создавать агентство, то не буду брать сотню мелких заказов, а займусь какими-то профильными вещами, в которых очень хорошо разбираюсь.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РОСТЕ
Давай вернемся к твоему профессиональному росту. Как преподавателю, тебе этот вопрос будет наверняка интересен. Есть разные подходы к обучению: одни считают, что достаточно трехмесячных курсов — и можно в бой, другие выступают за классическое образование. Какой формат обучения ты считаешь наиболее эффективным?
Я топлю за фундаментальное образование. Опыт показывает, что специалисты с хорошей базой добиваются лучших результатов. Короткие курсы хорошо ложатся на классическое образование, они дополняют его.
Если в SMM приходит условный менеджер, ему трудно вот так сразу разобраться во всем, нужно минимум 1−2 года постоянного обучения с практикой. А, к примеру, маркетологу уже намного легче — он хотя бы знает, что такое конверсия, CTR, ER. Он понимает аудиторию, инструменты, метрики.
В общем, короткие курсы — хорошая штука, если надо подтянуть какое-то узкое направление, а не освоить новую профессию. Для новой профессии нужно заканчивать несколько курсов и обязательно брать проекты на тренировку — за небольшие деньги или в формате стажировки бесплатно.
А у тебя не было обратной ситуации, когда классическое образование мешало нормально работать? Например, если я встречаю автора-филолога или журналиста, то сразу настораживаюсь. У них есть свое представление о текстах и копирайтинге в целом, и оно часто не совпадает с задачей клиента.
Я не считаю образование ключевым критерием приема на работу. Обычно ориентируюсь на портфолио и тестовые.
Иногда, конечно, встречаются филологи-звезды. Обычно они с задранным носом говорят что-то вроде «у меня врожденная грамотность». С такими я принципиально не работаю. Они слишком зациклены на себе и невосприимчивы к замечаниям, поэтому с ними трудно решать рабочие задачи.
К слову, адекватных филологов я люблю, как и людей любых других профессий, которые приходят в копирайтинг, стараются сделать классно — и делают, не воспринимая любые замечания сразу в штыки.
Расскажи об ошибках, которые тебя чему-то научили. И какова вообще роль факапов в обучении и профессиональном развитии?
У меня были все стандартные истории: я факапила сроки, делала проекты в последний момент, боялась повысить цену за работу. Сроки теперь не факапятся, а в критической ситуации переносятся, потому что я овладела волшебным навыком озвучивать проблемы заранее. Вроде звучит просто: скажи заранее, что все идет не по плану. Но признаваться в ошибках жутко страшно. К счастью, это проходит с практикой. Избежать «синдрома студента» помогают списки дел и коллеги, которые задают вопросы на планерках.
Со «справедливой» оплатой на словах тоже все просто: ставьте столько, сколько считаете достойным, и смотрите, есть ли предложения. Если договорились работать за какую-то сумму, выкладывайтесь на 100%. Потому что «я плохо работал, потому что мне мало платили» — слабый аргумент, и в портфолио такую работу не положишь.
Мне все еще кажется, что я не чемпион делегирования и как редактор не маэстро, потому что мне часто проще переписать, чем объяснить, что делать. Вот здесь я прямо сейчас стараюсь расти.
Большая ошибка в коммуникации — отвечать клиенту на эмоциях. Бывает, что тебя сильно заденут фразой вроде «Ваши тексты оказались хуже, чем я ожидал», и начинаешь писать обиженный, портишь отношения. Раньше у меня такое было, но сейчас использую интересный психологический прием. Перед тем, как отправить сообщение, я пишу его в блокноте, потом перечитываю и думаю, это ли я хотела сказать. Так ответы более сдержанные и осмысленные получаются. Начинаешь думать уже не о том, какие эмоции тебе хочется выплеснуть, а как выйти из ситуации.
Кстати, вообще главное про факапы — это всегда признаваться. Потому что ошибка потом все равно встанет всем боком и смолчавшего будут тихо или громко костерить. А если сказать, придумать решение и исправить — то это просто рабочий момент.
А какой главный инсайт получила за время карьеры? Что-то, о чем сама хотела бы знать в самом начале.
Было бы круто, если бы мне с самого начала взяли и объяснили, какие разные бывают тексты и для чего они нужны. Когда я начинала, для меня существовали только продающие тексты на сайтах, SEO-тексты и веселье в соцсетях. Казалось, что в рекламе по телевизору люди просто сливают деньги на какие-то абстрактные фразы, а вот мы всех победим в онлайне. Но тогда и мир был другой, в 2008 году интернет-рекламу в целом многие всерьез не воспринимали.
На самом деле редакторы — очень разные люди, которые работают в разных сегментах. Есть те, кто работает с журналистскими текстами — это полезный и развлекательный контент. Есть история про коммерческие тексты, тексты для баннеров, короткие слоганы. Есть люди, которые придумывают креативные названия и имиджевые слоганы (типа «Сникерсни, не тормози!»). Есть редакторы блогов, соцсетей, рассылок. Есть те, кто все это технически обслуживает: менеджеры, шеф-редакторы. Есть редакторы сториз, тестов, опросов. Копирайтеры могут свободно передвигаться по всем этим направлениям, пробовать свои силы и развиваться.
О МАРКЕТИНГЕ И КОНТЕНТ-МАРКЕТИНГЕ
Теперь давай поговорим о контент-маркетинге в целом. Ты много лет им занимаешься и наверняка сформировала какую-то позицию. Как думаешь, что принципиально изменилось в этой сфере за последние 5 лет?
Изменилось многое, но главное — это то, что контент-маркетинг стал полноценной частью маркетинга компаний. Клиенты стали по-другому к нему относиться. Если условно в 2015 году многие считали, что можно заказывать авторам статьи и они как-то сами начнут решать задачи бизнеса, то сейчас такой подход не практикуется.
Опыт успешных проектов показал, что контент-маркетинг может быть успешным, только если к работе подключаются сотрудники компании: маркетологи, пиарщики, продакт-менеджеры. Контент становится намного качественнее, легче выстраивается коммуникация с читателями. Фрилансеры и даже агентство на аутсорсе без обратной связи такой результат выдавать не смогут.
А какой главный предрассудок о контент-маркетинге, с которым к тебе приходили компании?
Здесь хочу отметить два момента.
Первый — когда компании хотят получить какой-то креатив, но при этом не дают никакой информации и нормального ТЗ. Артемий Лебедев в Ководстве как-то писал, что хороший дизайн рождается только в условиях жестких ограничений. А «сделайте что-нибудь креативное и вирусное» — это заведомо провальная история. Без внятного описания задачи сделать хорошо не получится, это не все клиенты понимают.
Второй — это когда клиент хочет сразу видеть отдачу от одного текста, поста, рассылки. Не понимает, как связаны абстрактные метрики контента и финальная прибыль, где стыкуется работа редактора, маркетолога и отдела продаж. Почему развлекательная или полезная рассылка не должна приносить продаж, но нужна, чтобы следующее письмо с акцией открыло больше людей и сделало больше заказов. Это все старая история про волшебную кнопку «получить много денег сразу, без регистрации, смс и воронки продаж».
А на кого ориентируешься в своей работе? Чей контент-маркетинг/маркетинг тебя вдохновляет?
Я слежу вообще за всеми конкурентами, у каждого есть какие-то фишки. Когда начинаю работать с брендом, всегда делаю конкурентный анализ топов ниши — сначала прямых, потом из других сегментов. У меня набралось огромное количество примеров разного маркетинга: я вижу, какие форматы коммуникации бренды используют, какие инструменты тестируют, как ведут блоги и соцсети.
Как маркетолог я последнее время работала в основном с косметикой, поэтому слежу за этой нишей. На российском рынке выделю «Золотое яблоко» и MIXIT. Я сейчас перешла в другую категорию, но все равно посматриваю, как они работают с соцсетями, партнерятся с инфлюенсерами. У западных брендов обычно черпаю идеи по визуалу.